С 1 сентября 2020 года ученики 5 Б и 5 В классов принимают участие в апробации цифровой платформы персонализированной модели образования (ПМО).
Персонализированная модель образования (ПМО) соответствует федеральным государственным образовательным стандартам начального, основного, среднего общего образования в отношении положенного в основу ФГОС системно-деятельностного подхода (формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активная учебно-познавательная деятельность; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся).
Благодаря участию в программе «Точка роста», наша школа получила новое оборудование и удобную мебель в классах, интерьер этих комнат разительно отличается от привычных классов. Здесь есть современные ноутбуки, интерактивная доска с выходом в интернет, которая позволяет использование как широкоэкранный телевизор и компьютер. Нашлось место и для магнитной шахматной доски с фигурами. Некоторым учащимся были выданы медиаприставки SberBox, которые позволяют детям выходить на школьную цифровую платформу Сберкласс.
По внедрению ПМО в школе было проведено собрание педагогического коллектива с целью ознакомления новой модели образования, провели swot- анализ (сильные и слабые стороны программы, возможности и угрозы).
Проведены родительские собрания, на котором были рассмотрены такие вопросы как: «Что такое ПМО? Как зайти на платформу? Что делать, если нет интернета?» и др. Администрацией школы заключены соглашения с родителями об участии их детей в программе ПМО на ШЦП.
Персонализированная модель обучения предполагает, что у учащихся будет больше свободы. Дети быстро привыкают к новым условиям, но это не происходит само по себе, нужна подготовительная работа. Становление культуры учения проходит через несколько этапов: фундамент, развитие, устойчивость, саморазвитие.
С учащимися данных классов мы находимся на стартовом этапе. На данном этапе «Фундамент» учитель полностью управляет обучением: устанавливает правила поведения, обустраивает пространство класса, устанавливает учебные цели, задаёт стандартный темп для всего класса, система оценивания целиком в руках учителя.
На первых занятиях учащиеся создали кодекс взаимодействия. Прошли обучение, как зайти на ШЦП.
При обучении каждого ученика в классе в собственном темпе главным ориентиром – к чему нужно прийти в конце маршрута – является цель.
Учебная цель – те действия, которые сможет выполнить ученик, поэтому сам ученик формулирует цели доступными и понятными для него: «Чему я научусь?», «Зачем мне это нужно?», «Как это будет оцениваться?»
В персонализированной модели образования цели шкалированы – разделены на базовый (2.0), целевой (3.0) и продвинутый (4.0) уровни.
Такая цель – шкала служит для учащегося ориентиром, откуда и куда двигаться в учении, также «дорожной картой» для самостоятельной учебной деятельности и «переговорной базой» для обсуждения с учителем своих достижений и перспектив.
Школьная цифровая платформа содержит учебные модули по предметам. Содержание программного материала в учебном модуле позволяет, чтобы рёбенок смог выстроить личную траекторию внутри учебного модуля, он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:
- Чего требуется достичь? (целевой уровень).
- Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень).
- Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).
На платформе имеются готовые модули. Учитель может использовать их в готовом виде, модифицировать (добавить/удалить отдельные задания), глубоко переработать или создать собственный модуль.
Обучение учителей разным аспектам ПМО также идёт с использованием Платформы и тех же педагогических технологий, которые они смогут применять в ходе обучения школьников.
На данный момент учителя, работающие в пятых классах, проходят обучение на IV этапе «Учебные цели и оценивание результатов» на школьной цифровой платформе, созданной благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Участвуют в вебинарах, практикумах ПМО, изучают модули.
Е.С. Мурзиненко,
зам. директора по УВР.