В Бурятии подвели итоги регионального этапа всероссийского конкурса «Семья года-2020». Победителем республиканского этапа конкурса в номинации «Семья – хранитель традиций» стала семья Нолевых Владимира Соломоновича и Зои Никитьевны из п. Усть-Баргузин.
С 2016 года в России в рамках реализации Концепции государственной семейной политики с целью продвижения в обществе ценности семьи, повышения престижа семейного образа жизни и ответственного родительства проводится всероссийский конкурс «Семья года». Лучшие семьи определяют в пяти номинациях: «Молодая семья», «Семья – хранитель традиций», «Многодетная семья», «Сельская семья» и «Золотая семья». В 2020 году победителем регионального этапа конкурса в номинации «Семья – хранитель традиций» стала семья Нолевых из поселка Усть-Баргузин, представив опыт семейных традиций в области профессионального образования.
Владимир Соломонович и Зоя Никитьевна познакомились в 1979 году, будучи студентами I курса Бурятского сельскохозяйственного института, а спустя два года поженились. В следующем году супружеская пара отметит рубиновую свадьбу. В 1983 году родился старший сын, Денис, а в 1987 году – младший, Евгений. В 2007 году под опеку семьи была принята племянница Зои Никитьевны – Наташа Клименко, оставшаяся в тринадцатилетнем возрасте сиротой после смерти родителей. В семье Нолевых сформированы глубокие педагогические традиции в сфере профессионального образования. Владимир Соломонович, окончив БСХИ по специальности «механик» в 1984 году, спустя три года, имея опыт работы по профессии, был приглашён на должность преподавателя специальных дисциплин в СПТУ № 20 (позднее реорганизованного в «Профессиональный лицей №20», «Усть-Баргузинский техникум туризма и сервиса», «Усть-Баргузинский филиал «Байкальского техникума туризма и экологосберагающих технологий»). С 1989 года по 1993 год работал методистом. В 2000 году В.С. Нолеву была присвоена высшая квалификационная категория по должности «преподаватель». После ухода на пенсию работает преподавателем семейного учебного центра «Владимир». Педагогический стаж Владимира Соломоновича составляет более 30 лет. За время трудовой деятельности им подготовлено свыше четырёх тысяч квалифицированных водителей автотранспортных средств, что является не только существенным показателем в сфере образования, но и значительным вкладом в социально-экономическое развитие Баргузинского района и Республики Бурятия в целом. Зоя Никитьевна, окончив БСХИ по специальности «Экономист – организатор сельскохозяйственного производства» и имея большой опыт практической работы в сфере экономики, в 1998 году была приглашена на должность преподавателя спецдисциплин в Усть-Баргузинский профессиональный лицей № 20. В 2001 году исполняла обязанности заместителя директора по учебно-производственной работе. В течение трёх лет возглавляла ревизионную комиссию администрации посёлка Усть-Баргузин.
Профессиональный выбор детей был определён с учётом семейных традиций. Старший сын, Денис, отслужив в армии, в 2003 году был принят руководителем ОБЖ в «Профессиональный лицей № 20». Активно участвовал в общественной и культурной жизни района. В составе вокально-инструментального ансамбля «Фаэтон» становился лауреатом республиканского конкурса «Вперёд, Россия» и победителем конкурса «ВИГ-раунд». В 2007 году после окончания Гуманитарного института (г. Москва) по специальности «юрист, юриспруденция», был принят на работу в Адамовскую школу Баргузинского района, где в разное время работал учителем истории и обществознания, учителем физической культуры, заместителем директора по ИКТ и учебно-воспитательной работе. В результате преподавательской деятельности подготовил призёров районных творческих и военно-патриотических конкурсов. С 2010 года он исполнял обязанности директора школы, уделяя большое внимание участию школьников в творческих и научных мероприятиях. В 2011 году, при поддержке семьи, Денис Владимирович создал автошколу «Владимир», преобразованную в 2014 году в учебный центр, который на сегодняшний день является одним из ведущих профессиональных учебных заведений Баргузинского района, осуществляющих подготовку водителей автотранспортных средств всех категорий, трактористов-машинистов, водителей маломерных судов, газоэлектросварщиков и вальщиков леса. Денис женат, воспитывает двух детей Никиту и Алину.
Младший сын, Евгений – кандидат исторических наук. В 2009 – 2010 годах, после окончания с отличием исторического факультета Бурятского государственного университета, работал преподавателем истории в Адамовской школе Баргузинского района, где за учебный год подготовил призёров четырёх всероссийских и республиканских конференций. В 2010 году, поступив в аспирантуру Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Евгений одновременно возглавил отдел по работе с молодёжью Института проблем талантливой и одарённой молодёжи, а затем работал в «Молодёжном центре Республики Бурятия» министерства образования и науки Республики Бурятия. С 2013 года, после защиты кандидатской диссертации, работает в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, занимая сегодня должность старшего научного сотрудника. В 2013 – 2018 годах совмещал основную работу с деятельностью помощника депутата Народного Хурала Республики БурятияБориса Вандановича Базарова, избранного по Баргузинскому району. В 2014 году Евгений Владимирович был избран председателем Совета молодых учёных ИМБТ СО РАН, с 2015 по 2020 годы возглавлял Совет научной молодёжи Бурятского научного центра СО РАН. Входит в состав Правления региональной общественной организации «Совет молодых учёных Республики Бурятия» и Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Бурятия. Евгений – лауреат премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом Президента Российской Федерации (2008 г.), лауреат премии Республики Бурятия для поддержки талантливой молодёжи приоритетного национального проекта «Образование» (2009 г.), дважды лауреат именной премии мэра г. Улан-Удэ «Молодые таланты» (2007, 2018 гг.), двукратный победитель республиканского конкурса «Лучший молодой учёный Республики Бурятия» по направлению «социо – гуманитарные науки» (2015, 2018 гг.).
Наталья в 2017 году окончила Иркутский государственный медицинский университет по специальности «Врач-лечебник», а спустя два года завершила обучение в ординатуре указанного университета с присвоением квалификации «Врач-эндокринолог». Сегодня Наталья работает врачом-эндокринологом в частном учреждении здравоохранения «РЖД медицина» в городе Иркутск. Потенциал продолжения профессиональной династии раскрывается и в успехах внука Никиты (сына Дениса) – отличника учёбы, победителя и призёра районных и республиканских учебно-исследовательских олимпиад и конкурсов, победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «Правнуки Победителей» (2020 г.).
Педагогическим кредо семьи Нолевых является убеждение в том, что человек может обучать других, только будучи профессионалом высокого уровня в своём деле. Так, Владимир Соломонович преподавал дисциплины начальной военной подготовки и ОБЖ, имея двухлетний опыт службы в рядах советской армии в Монголии и звание старшего лейтенанта. При преподавании спецдисциплин курса «автодело», таких как «устройство и техническое обслуживание автомобилей», «сельскохозяйственные машины», «обучение вождению», «правила дорожного движения» и т.д. – важное значение имело профильное высшее образование «Инженер-механик сельского хозяйства» и опыт работы по специальности. Зоя Никитьевна, преподавая дисциплины экономического блока, руководствовалась 15-летним опытом работы в планово-экономическом отделе градообразующего предприятия – Усть-Баргузинского рыбокомбината. Денис Владимирович, работая в Адамовской СОШ, совмещал преподавание гуманитарных дисциплин и административную работу с творческой подготовкой учащихся, занимавших призовые места, на основе собственных достижений. Планируя создание автошколы, Денис Владимирович обладал водительским удостоверением на право управления транспортными средствами всех категорий. Евгений Владимирович преподаёт в аспирантуре, читает лекции в ВУЗах и занимается реализацией научно-образовательных проектов для школьников и студентов. Большое внимание уделяет развитию организационных условий и возможностей интеграции достижений академической науки в образование.
Стоит отметить, что при формировании педагогических традиций и ценностей семьи Нолевых замечательным примером были учителя и коллеги. Прежде всего, это семья педагогов Дмитрик Александра Николаевича и Ольги Константиновны, которые не только учили Владимира Соломоновича и детей, но и по сей день остаются близкими друзьями семьи. Кроме этого Ольга Константиновна была классным руководителем у Владимира Соломоновича и Евгения, воплотив самые лучшие качества мудрого наставника и заботливого педагога. Педагогическое мастерство Владимира Соломоновича и Зои Никитьевны оттачивалось в работе с такими замечательными наставниками как директор Профессионального лицея № 20 Александр Константинович Васюткин, Зинаида Илларионовна Кузнецова, Юрий Дондокович Дугар-Жабон. Качествам эффективного руководителя Денис Владимирович учился у директора Усть-Баргузинской школы Марии Александровны Балаганской и классного руководителя Виктории Васильевны Гаськовой, аумение стойко преодолевать любые препятствия и развитие спортивных навыков приобрёл, занимаясь под руководством Заслуженного тренера Российской Федерации Игоря Васильевича Марковца. Профессиональный путь Евгения Владимировича был предопределён занятиями на уроках истории у великолепного учителя, уникального педагога и профессионала Ирины Валерьевны Лыгдуновой, а также научными исследованиями в университете и аспирантуре, проводимыми под руководством докторов исторических наук Баира Бальжинимаевича Дашибалова и Сергея Владимировича Данилова. В настоящее время Евгений Владимирович работает под руководством академика РАН Бориса Вандановича Базарова.
Труд, взаимоуважение и взаимопомощь, являются главными ценностями семьи Нолевых. Основная работа всегда совмещалась с ведением личного подсобного хозяйства и огородом. Трудовое воспитание детей позволило сформировать традицию и ценность здорового образа жизни, сильный и целеустремлённый характер, способность решения сложных задач. Все достижения членов семьи, в той или иной мере, являются коллективным результатом, основанным на всемерной и постоянной поддержке друг друга. Главный критерий эффективности работы Нолевых заключается в содействии позитивным преобразованиям в своём районе, республике и государстве за счёт сохранения и развития семейных традиций в сфере образования, ориентированных на высокий уровень профессионализма.
В. Козулина